Главная

Регистрация

Вход
Dream
 Rally
  Team
Воскресенье, 19.05.2024, 18:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2009 » Сентябрь » 2 » Профессиональный «ноль». Миф или реальность?
Профессиональный «ноль». Миф или реальность?
16:46

Павел Низкин

В Латвии – реальность. Известный автоспортивный журналист, главный редактор портала RallyLV.com, штурман профессионального «нулевого» экипажа Лига Стирна (пилот Винета Эрвалде) рассказала нам о том, как она попала в профессиональные «нули» и как работают судейские экипажи в Прибалтике.

Лига Стирна

(c) www,rallyrus.spb.ru

Ситуация на ралли «Россия» с аварией «нулевого» экипажа и с «закончившимися» нулями во время гонки вызвала волну обсуждений и подняла на поверхность проблему, решить которую можно, и, как показывает практика, уже нужно. Тем более, что есть с кого брать пример, или попросту перенять опыт. Итак, слово Лиге Стирна.

Павел Низкин: Как давно началось ваше увлечение автоспортом, как давно выступаете, и каков стаж выступления именно в качестве «нулей»?

Лига Стирна: В автоспорте я уже 11 лет. Первое ралли было в далёком 1998-ом году, и тоже «нулём». Попадание в спортивный автомобиль было совсем неслучайным – в 1993 году я начала работать спортивным журналистом – мотокросс, кольцевые гонки, F1 и ралли. В отличии от «сольных» видов ралли едут вдвоём, и мне было интересно, что делает штурман, как это всё выглядит изнутри. Первым по трассе меня прокатил Алдис Пиленс. Это было вне гонки, в дорожном режиме; просто для того, чтобы понять, что и как. Кстати, он же первый заставил меня поверить, что я могу читать стенограмму… А через пару месяцев получила приглашение генерального секретаря Латвийской Автмобильной Федерации (LAF), бывшего раллиста, Мартиньша Калниньша проехать нулём ралли Latvija.

П. Н.: Кто был вашим тренером, учителем в ралли?

Л. С.: Мартиньш им и был. Ехали мы десятым (!) нулём, достаточно медленно, чтобы такой неопытный штурман как я мог всё сообразить и понять. Вторая гонка у меня была уже полностью в спортивном режиме, с пилотом Александром Карпенко, и тогда мне много помогал тогдашний штурман Роберта Элбакяна – Каспарс Поне, поскольку Саша был с ними в одной команде.

П. Н.: Почему выбрали именно стезю «профессионального нулевого экипажа»? Пробовали ли выступать в спортивном канале?

Л. С.: В спортивном канале, с разными пилотами я провела, если не ошибаюсь, пять или шесть лет, пока судьба не свела меня с Винетой Эрвалде, с которой мы теперь едем «нулями». Винета тоже ездила в спортивном канале, со штурманом Илзе Блума. Они стали даже серебряными призёрами Кубка Латвии в классе А8.

Почему мы выбрали «нулевую жизнь», связано со многими причинами. Во-первых, хотя Винета для женщины едет весьма быстро, всё-таки не конкурент мужчинам, и ей объективно давали последние стартовые номера. Вы можете представить, какова была трасса, по которой ей надо было ехать… А «нулём» ты едешь первым, по идеальной дороге, без ям, колеи и прочего. Тебя видят в три-четыре раза больше зрителей, чем, например, 54-й номер. А это немаловажно, например, потенциальным рекламодателям. Ведь зрители, пресса, все приходят на трассу за 20-30 минут до первого экипажа. Плюсов набралось много.

Наc часто спрашивают, не хотим ли мы туда, в спортивный канал, и мы всегда отвечаем, что мы там уже были и здесь интересней!

П. Н.: Как долго вы выступаете в качестве штурмана с Винетой Эрвалде? С кем из других пилотов выступали?

Л. С.: С Винетой мы едем вместе четвёртый год, с того момента, как её тогдашний штурман Илзе покинула автоспорт, чтобы стать мамой. Как я уже говорила, я ехала вместе со многими пилотами, включая Яниса Воробьёва, с которым достигла своих до сих пор самых высоких спортивных результатов.

П. Н.: Как вы для себя в экипаже определяете безопасный порог скорости?

Л. С.: Когда ты еле-еле вписываешься в поворот, значит твой порог уже близко… Для спортсменов этот риск нужен, когда они бьются за секунды и доли секунд, а нам… Мы редко достигаем этот порог, поскольку в основном едем третьим или четвёртым нулём, которые должны проверять безопасность на трассе вплоть до остановки и предупреждения зрителей, чтоб они покинули небезопасные места.

П. Н.: Контролируете ли вы как штурман скорость движения и можете «осадить» пилота если считаете, что он едет слишком быстро, небезопасно?

Л. С.: Нет, не умею. Когда-то один из моих пилотов через смех жаловался – «Это ужас, чем быстрее я еду, тем быстрее она читает!» Мне, наверное, повезло, что я всегда ехала с пилотами, которые сами знают уровень своего допустимого риска. Но если бы очень понадобилось, наверное, и этому научилась бы. Как говорится – жить захочешь, и не так провернёшься.

П. Н.: Были в вашей практике аварии, сходы, поломки? Чем были вызваны?

Л. С.: Ну а какой раллист обходится без этого! Спортсмен вообще начинается только после первой крыши!

Были лично у меня и серьезные аварии, с сотрясением мозга, были технические поломки, всё бывало. Технические поломки, что закономерно, чаще всего связаны с трудными трассами, аварии – со скоростью. С Винетой из-за специфики деятельности аварий не было; поломки, редко, но случались. Одна из самых неприятных была в прошлом году на Таллинском ралли, когда один левый поворот оказался ох каким быстрым(!), и машину выбросило наружу, а там во мху камень притаился. Сошли… После нас 3 – 4 машины там пробили покрышки, а мы ещё и подвеску „подломили“. Звонили своим хорошим друзьям, первому эстонскому «нулю», Мареку Тооме и извинялись.

П. Н.: Какими качествами должны обладать пилот и штурман «нулевого» экипажа?

Л. С.: В общих чертах это написано в FIA General prescriptions – и пилот, и штурман должны быть с практическим опытом, что позволяет им безопасно ехать на известной скорости. С головой нужно дружить. И понимать свою ответственность.

П. Н.: Насколько допустимо на ваш взгляд участие действующих спортсменов на некоторых соревнованиях в качестве «нулей»? Или это должны быть специальные экипажи, которые всегда выполняют только эту задачу?

Л. С.: Хм, трудно ответить однозначно. Организатор знает гонщиков и он может взять тот или иной экипаж на эту должность или отказать, если не доверяет им. Если ты знаешь, что пилот „ширмовик“, которому важно только одно – сознательно проехать быстрее первого боевого экипажа / своего друга / непосредственного конкурента, то ясно, что в нулях ему делать нечего. А то, что он клянётся, что это не так, неважно. Человека в шлеме не научить – или есть у него голова, или нет…

Кстати, опубликование результатов «нулей» на финишах допов тоже не очень благоразумно. Я считаю, что свой результат с другим нулём ты можешь сравнивать только и исключительно для того, чтоб знать, не догоняет ли тебя сзади едущий. А первый ноль, идущий непосредственно перед каналом может поинтересоваться у первого боевого экипажа, не мешает ли ему пыль, и тогда корректировать время своего старта и скорость. Но это допустимо только тогда, когда первый «ноль» опытный в этом смысле экипаж. А гонки между «нулями» – это вообще, извините, идиотизм на высшем уровне!

Первый раз про «службу нулей» мы узнали, когда приехали на ралли в Сааремаа. Собрание «нулевых» меня поразило – чёткие команды, ответственность, свое положение, чуть ли ни договор с протоколом и подписями. И ясная система, кто, кому, когда, и за что отчитывается. Нам с Винетой эта система очень понравилась, и мы её адаптировали к Латвийскому Чемпионату.

В принципе, всё просто – есть опытный экипаж, который едет все этапы Чемпионата, и возглавляет «нулей». Эти люди рекомендуют остальных «нулей», ведут собрание перед гонкой, координируют «нулей» во время гонки, чтобы каждый знал, что в какой ситуации делать. Все «нули» отчитываются ведущему нулевому экипажу, и только он контактирует с организаторами, если есть необходимость. Это идеальная система, которая и у нас, и в Эстонии не всегда работает, но мы стараемся, работаем.

П. Н.: Допустимо ли выпускать на трассу «нулями» сошедший экипаж в ситуации, когда это единственный шанс получить хотя бы один экипаж безопасности?

Л. С.: Моё личное мнение, что можно пустить экипаж, который сошёл по технической причине в гонке, где не существует системы SuperRally – если это прокол или разбитая подвеска.

Но, как я понимаю, Вы клоните к оценке ситуации с нулём на Rally Russia, который потерпел аварию, тогда мой ответ – категорически нет. Авария всё-таки оставляет моральный след.

Сколько я читала русские ралли-форумы, беда организаторов в том, что трудно найти не только самих «нулей». Нет четкой системы наказаний в случае аварии или серьёзного нарушения. По-моему, один из самых эффективных способов – лишение лицензии на год или полгода. Не смог сделать своё дело, подвёл организатора, который на тебя полагался – постой какое-то время у трассы, пиная прошлогодние листья на обочине, и подумай…

П. Н.: Приглашали ли вас организаторы российских соревнований? И если такое приглашение поступит, приедете ли вы?

Л. С.: Нет, не приглашали, но нам было бы интересно «поработать» и у вас. A если добавить к  приглашению бы и некоторые обещания о материальной поддержке… (Смеется).

П. Н.: Существуют ралли-школы, тренеры, которые готовят спортсменов. Может, стоит открыть и школу «нулей»?

Л. С.: У нас таких школ нет, молодые спрашивают советы у опытных пилотов, и учатся в основном «своим ходом». Курсы «нулей»? Даже не думала о таком вопросе… Не очень всё-таки престижное дело – работа «нулей», но мы пытаемся менять это мнение.

П. Н.: Что гласит надпись Nemeslo celmala par cuku parvertisies и как появился этот замечательный значок с перечеркнутым «пятачком»?

Л. С.: Тут немного истории – у АО «Леса Латвийского государства» (Latvijas valsts mezi — LVM), существует очень популярная социальная программа «Не сори в лесу, в свинью превратишься». И два года назад LVM вместе с нашим Раллийным комитетом эту акцию внедрили в чемпионат Латвии с немого другим, более соответствующим слоганом – «Не сори на обочине, в свинью превратишься» (что и написано на нашей машине), и мы согласились отдать свою машину для рекламы. Отсюда и пятачок.

Кстати – в прошлом году, для ралли Saaremaa перевели этот слоган на эстонский язык – эстонцам понравилось. Маркко Мяртин тоже прочитал в этом году на ралли Talsi – оценил!

А в заключение вот что хотелось бы сказать. Я ни в коей мере не идеализирую ситуацию с «нулями» у нас или в Эстонии – «проколы» бывают везде. Но мы, по своей инициативе пытаемся это делать как можно лучше, поскольку мы – я и Винета, Марек Тооме и Тигрис Ныголс (Marek Toome/Tigris Nogols) в Эстонии – просто энтузиасты своего дела. И нам повезло с такими же единомышленниками, которые едут с нами вместе «нулями». В России такое, думаю, не очень возможно, поскольку у вас огромные расстояния между гонками, и постоянных нулей просто невозможно содержать. Но по регионам – почему нет?

Информация: Павел Низкин

Фото: РаллиРус

 

Первая публикация: www.rallyrus.spb.ru

Просмотров: 3611 | Добавил: dreamrallyteam | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь новостей
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz