Павел Низкин
В
Латвии – реальность. Известный автоспортивный журналист, главный
редактор портала RallyLV.com, штурман профессионального «нулевого»
экипажа Лига Стирна (пилот Винета Эрвалде) рассказала нам о том, как
она попала в профессиональные «нули» и как работают судейские экипажи в
Прибалтике.
(c) www,rallyrus.spb.ru
Ситуация
на ралли «Россия» с аварией «нулевого» экипажа и с «закончившимися»
нулями во время гонки вызвала волну обсуждений и подняла на поверхность
проблему, решить которую можно, и, как показывает практика, уже нужно.
Тем более, что есть с кого брать пример, или попросту перенять опыт.
Итак, слово Лиге Стирна.
Павел Низкин: Как давно началось ваше
увлечение автоспортом, как давно выступаете, и каков стаж выступления
именно в качестве «нулей»?
Лига Стирна: В автоспорте я уже 11
лет. Первое ралли было в далёком 1998-ом году, и тоже «нулём».
Попадание в спортивный автомобиль было совсем неслучайным – в 1993 году
я начала работать спортивным журналистом – мотокросс, кольцевые гонки,
F1 и ралли. В отличии от «сольных» видов ралли едут вдвоём, и мне было
интересно, что делает штурман, как это всё выглядит изнутри. Первым по
трассе меня прокатил Алдис Пиленс. Это было вне гонки, в дорожном
режиме; просто для того, чтобы понять, что и как. Кстати, он же первый
заставил меня поверить, что я могу читать стенограмму… А через пару
месяцев получила приглашение генерального секретаря Латвийской
Автмобильной Федерации (LAF), бывшего раллиста, Мартиньша Калниньша
проехать нулём ралли Latvija.
П. Н.: Кто был вашим тренером, учителем в ралли?
Л. С.: Мартиньш им и был. Ехали мы
десятым (!) нулём, достаточно медленно, чтобы такой неопытный штурман
как я мог всё сообразить и понять. Вторая гонка у меня была уже
полностью в спортивном режиме, с пилотом Александром Карпенко, и тогда
мне много помогал тогдашний штурман Роберта Элбакяна – Каспарс Поне,
поскольку Саша был с ними в одной команде.
П. Н.: Почему выбрали именно стезю «профессионального нулевого экипажа»? Пробовали ли выступать в спортивном канале?
Л. С.: В спортивном канале, с
разными пилотами я провела, если не ошибаюсь, пять или шесть лет, пока
судьба не свела меня с Винетой Эрвалде, с которой мы теперь едем
«нулями». Винета тоже ездила в спортивном канале, со штурманом Илзе
Блума. Они стали даже серебряными призёрами Кубка Латвии в классе А8.
Почему мы выбрали «нулевую жизнь», связано со
многими причинами. Во-первых, хотя Винета для женщины едет весьма
быстро, всё-таки не конкурент мужчинам, и ей объективно давали
последние стартовые номера. Вы можете представить, какова была трасса,
по которой ей надо было ехать… А «нулём» ты едешь первым, по идеальной
дороге, без ям, колеи и прочего. Тебя видят в три-четыре раза больше
зрителей, чем, например, 54-й номер. А это немаловажно, например,
потенциальным рекламодателям. Ведь зрители, пресса, все приходят на
трассу за 20-30 минут до первого экипажа. Плюсов набралось много.
Наc часто спрашивают, не хотим ли мы туда, в спортивный канал, и мы всегда отвечаем, что мы там уже были и здесь интересней!
П. Н.: Как долго вы выступаете в качестве штурмана с Винетой Эрвалде? С кем из других пилотов выступали?
Л. С.: С Винетой мы едем вместе
четвёртый год, с того момента, как её тогдашний штурман Илзе покинула
автоспорт, чтобы стать мамой. Как я уже говорила, я ехала вместе со
многими пилотами, включая Яниса Воробьёва, с которым достигла своих до сих пор самых высоких спортивных результатов.
П. Н.: Как вы для себя в экипаже определяете безопасный порог скорости?
Л. С.: Когда ты еле-еле
вписываешься в поворот, значит твой порог уже близко… Для спортсменов
этот риск нужен, когда они бьются за секунды и доли секунд, а нам… Мы
редко достигаем этот порог, поскольку в основном едем третьим или
четвёртым нулём, которые должны проверять безопасность на трассе вплоть
до остановки и предупреждения зрителей, чтоб они покинули небезопасные
места.
П. Н.: Контролируете ли вы как штурман
скорость движения и можете «осадить» пилота если считаете, что он едет
слишком быстро, небезопасно?
Л. С.: Нет, не умею. Когда-то один
из моих пилотов через смех жаловался – «Это ужас, чем быстрее я еду,
тем быстрее она читает!» Мне, наверное, повезло, что я всегда ехала с
пилотами, которые сами знают уровень своего допустимого риска. Но если
бы очень понадобилось, наверное, и этому научилась бы. Как говорится –
жить захочешь, и не так провернёшься.
П. Н.: Были в вашей практике аварии, сходы, поломки? Чем были вызваны?
Л. С.: Ну а какой раллист обходится без этого! Спортсмен вообще начинается только после первой крыши!
Были лично у меня и серьезные аварии, с сотрясением
мозга, были технические поломки, всё бывало. Технические поломки, что
закономерно, чаще всего связаны с трудными трассами, аварии – со
скоростью. С Винетой из-за специфики деятельности аварий не было;
поломки, редко, но случались. Одна из самых неприятных была в прошлом
году на Таллинском ралли, когда один левый поворот оказался ох каким
быстрым(!), и машину выбросило наружу, а там во мху камень притаился.
Сошли… После нас 3 – 4 машины там пробили покрышки, а мы ещё и подвеску
„подломили“. Звонили своим хорошим друзьям, первому эстонскому «нулю»,
Мареку Тооме и извинялись.
П. Н.: Какими качествами должны обладать пилот и штурман «нулевого» экипажа?
Л. С.: В общих чертах это написано
в FIA General prescriptions – и пилот, и штурман должны быть с
практическим опытом, что позволяет им безопасно ехать на известной
скорости. С головой нужно дружить. И понимать свою ответственность.
П. Н.: Насколько допустимо на ваш взгляд
участие действующих спортсменов на некоторых соревнованиях в качестве
«нулей»? Или это должны быть специальные экипажи, которые всегда
выполняют только эту задачу?
Л. С.: Хм, трудно ответить
однозначно. Организатор знает гонщиков и он может взять тот или иной
экипаж на эту должность или отказать, если не доверяет им. Если ты
знаешь, что пилот „ширмовик“, которому важно только одно – сознательно
проехать быстрее первого боевого экипажа / своего друга /
непосредственного конкурента, то ясно, что в нулях ему делать нечего. А
то, что он клянётся, что это не так, неважно. Человека в шлеме не
научить – или есть у него голова, или нет…
Кстати, опубликование результатов «нулей» на
финишах допов тоже не очень благоразумно. Я считаю, что свой результат
с другим нулём ты можешь сравнивать только и исключительно для того,
чтоб знать, не догоняет ли тебя сзади едущий. А первый ноль, идущий
непосредственно перед каналом может поинтересоваться у первого боевого
экипажа, не мешает ли ему пыль, и тогда корректировать время своего
старта и скорость. Но это допустимо только тогда, когда первый «ноль»
опытный в этом смысле экипаж. А гонки между «нулями» – это вообще,
извините, идиотизм на высшем уровне!
Первый раз про «службу нулей» мы узнали, когда
приехали на ралли в Сааремаа. Собрание «нулевых» меня поразило – чёткие
команды, ответственность, свое положение, чуть ли ни договор с
протоколом и подписями. И ясная система, кто, кому, когда, и за что
отчитывается. Нам с Винетой эта система очень понравилась, и мы её
адаптировали к Латвийскому Чемпионату.
В принципе, всё просто – есть опытный экипаж,
который едет все этапы Чемпионата, и возглавляет «нулей». Эти люди
рекомендуют остальных «нулей», ведут собрание перед гонкой,
координируют «нулей» во время гонки, чтобы каждый знал, что в какой
ситуации делать. Все «нули» отчитываются ведущему нулевому экипажу, и
только он контактирует с организаторами, если есть необходимость. Это
идеальная система, которая и у нас, и в Эстонии не всегда работает, но
мы стараемся, работаем.
П. Н.: Допустимо ли выпускать на трассу
«нулями» сошедший экипаж в ситуации, когда это единственный шанс
получить хотя бы один экипаж безопасности?
Л. С.: Моё личное мнение, что
можно пустить экипаж, который сошёл по технической причине в гонке, где
не существует системы SuperRally – если это прокол или разбитая
подвеска.
Но, как я понимаю, Вы клоните к оценке ситуации с
нулём на Rally Russia, который потерпел аварию, тогда мой ответ –
категорически нет. Авария всё-таки оставляет моральный след.
Сколько я читала русские ралли-форумы, беда
организаторов в том, что трудно найти не только самих «нулей». Нет
четкой системы наказаний в случае аварии или серьёзного нарушения.
По-моему, один из самых эффективных способов – лишение лицензии на год
или полгода. Не смог сделать своё дело, подвёл организатора, который на
тебя полагался – постой какое-то время у трассы, пиная прошлогодние
листья на обочине, и подумай…
П. Н.: Приглашали ли вас организаторы российских соревнований? И если такое приглашение поступит, приедете ли вы?
Л. С.: Нет, не приглашали, но нам
было бы интересно «поработать» и у вас. A если добавить к приглашению
бы и некоторые обещания о материальной поддержке… (Смеется).
П. Н.: Существуют ралли-школы, тренеры, которые готовят спортсменов. Может, стоит открыть и школу «нулей»?
Л. С.: У нас таких школ нет,
молодые спрашивают советы у опытных пилотов, и учатся в основном «своим
ходом». Курсы «нулей»? Даже не думала о таком вопросе… Не очень
всё-таки престижное дело – работа «нулей», но мы пытаемся менять это
мнение.
П. Н.: Что гласит надпись Nemeslo celmala
par cuku parvertisies и как появился этот замечательный значок с
перечеркнутым «пятачком»?
Л. С.: Тут немного истории – у АО
«Леса Латвийского государства» (Latvijas valsts mezi — LVM), существует
очень популярная социальная программа «Не сори в лесу, в свинью
превратишься». И два года назад LVM вместе с нашим Раллийным комитетом
эту акцию внедрили в чемпионат Латвии с немого другим, более
соответствующим слоганом – «Не сори на обочине, в свинью превратишься»
(что и написано на нашей машине), и мы согласились отдать свою машину
для рекламы. Отсюда и пятачок.
Кстати – в прошлом году, для ралли Saaremaa
перевели этот слоган на эстонский язык – эстонцам понравилось. Маркко
Мяртин тоже прочитал в этом году на ралли Talsi – оценил!
А в заключение вот что хотелось бы сказать. Я ни в
коей мере не идеализирую ситуацию с «нулями» у нас или в Эстонии –
«проколы» бывают везде. Но мы, по своей инициативе пытаемся это делать
как можно лучше, поскольку мы – я и Винета, Марек Тооме и Тигрис Ныголс
(Marek Toome/Tigris Nogols) в Эстонии – просто энтузиасты своего дела.
И нам повезло с такими же единомышленниками, которые едут с нами вместе
«нулями». В России такое, думаю, не очень возможно, поскольку у вас
огромные расстояния между гонками, и постоянных нулей просто невозможно
содержать. Но по регионам – почему нет?
Информация: Павел Низкин
Фото: РаллиРус
Первая публикация: www.rallyrus.spb.ru
|