1. Передний обтекатель |
7. Двигатель (HONDA -200, 2x200, 270) |
2. Передний отбойник |
8. Антикрыло |
3. Рулевая колонка (хромированная или оцинкованная) |
9. Дуга безопасности |
5. Алюминиевый полик |
10. Сиденье |
6. Боковой отбойник |
11. 4-х точечные ремни безопасности |
При том, что карт принадлежит к
роду "Машины гоночные, одноместные" и по своему устройству практически
ничем не отличается от любого гоночного автомобиля, сразу же следует
отметить два основных видовых отличия: напрочь отсутствующие
дифференциал и элементы подвески. Именно это определяет некоторую
специфику управления картом, и в дальнейшем нам придется достаточно
часто об этом упоминать. Так что не воспринимайте повторы как
навязчивость или параноидальный синдром. Не претендуя на всесторонний
охват темы и знание всех интимных подробностей, попробуем разобраться в
"железе", на котором Вы будете гоняться.
Начиная с самого первого карта,
построенного Артом Инглесом в 1956 г., идеологически ничего не
изменилось — трубчатая рама и сегодня остается классикой жанра.
Применяются бесшовные трубы диаметром от 28 до 34 мм, изготовленные из
высокопрочных легированных сталей (в основном хром-ванадий,
хром-молибден и т.д.). Основное условие — металл должен быть магнитным;
соответственно, дюраль, титан, карбон (он же углепластик) и прочая
экзотика не проходят. Конструкции рамы могут существенно различаться —
все зависит от назначения машины (спортивная или прокатная), возрастной
категории водителей, установленного двигателя и количества опорных
подшипников задней оси. Естественно, что рама спортивного карта легче и
более гибкая, зачастую с элементами настройки жесткости, что в
определенной степени компенсирует отсутствие подвески. Рамы прокатных
картов, принимая во внимание "боевые" условия эксплуатации, строятся
более жесткими и тяжелыми. Масса добирается в основном за счет
элементов пассивной безопасности. На хобби-картах в большинстве случаев
по периметру рамы устанавливается "обвязка" (safetyguard) — своего рода
развитый до абсолюта бампер. На машинах MS Kart ставят мощные боковые
короба, защищающие двигатель, колёса и пилота от боковых ударов, и
значительно больший, чем на спортивных картах, носовой короб "губа",
поглощающий фронтальный удар. И в том, и в другом случае все эти
навороты монтируются к раме через дополнительные усиливающие элементы и
эластичные прокладки. Так что лишние килограммы совсем не лишние — это
плата за Вашу безопасность. Обязательно наличие переднего и заднего
отбойника и полика между педалями и сиденьем.
Задняя ось цельная, неразрезная,
изготавливается из полой трубы диаметром от 30 до 50 мм обычно из того
же металла, что и рама. К раме крепится на двух или трех опорных
подшипниках через шпонку.
На оси устанавливается тормозной
диск, чаще всего вентилируемый, а в районе одной из опор подшипника
крепится тормозной суппорт. Естественно, при такой конструкции, тормоз
действует на оба задних колеса. На спортивных картах, в зависимости от
класса, могут устанавливаться и передние тормоза, а на картах с
коробкой передач передние тормоза обязательны. Привод тормозов чаще
всего гидравлический, хотя на хобби-картах встречается и механический.
Тяга от педали тормоза к главному тормозному цилиндру дублированная,
"ручника" нет по определению :) На хобби-картах, как практически на
всех бескоробочных картах, передние тормоза не устанавливают, но и
задних хватает для очень активного торможения.
Задние колёса крепятся при помощи
ступиц, фиксирующихся на оси тангенциальным зажимом, а от проворота –
блокирующей шпонкой. Такая конструкция позволяет относительно легко
менять колею задних колес. Изготавливаются ступицы из легких
алюминиевых сплавов. Передние ступицы устанавливаются на поворотные
кулаки на подшипниках и фиксируются гайкой. Колея изменяется за счет
установки калиброванных шайб-прокладок.
Рулевые тяги, изготовленные из
легкого сплава или пластика, задают угол поворота колёс в зависимости
от поворота руля. Рулевое управление очень чувствительное: чуть больше
четверти оборота руля — и колеса становятся "поперек". Рулевая передача
рычажного типа, без передаточных отношений и усилителей.
На спортивных картах, как
правило, устанавливают двухтактные двигатели. В последние годы CIK FIA
достаточно активно продвигает четырехтактные моторы и, тем не менее,
они в основном остаются уделом хобби-картов. Ситуация, в общем,
понятна: слишком чувствительна разница в литровой мощности. Зато
четырехтактники значительно дешевле в обслуживании, да и ресурс
двигателя — немаловажный фактор для прокатных картов. Практически на
всех хобби-картах стоят двигатели Honda, реже встречаются Yamaha. Самые
распространенные: Honda GX160 - 5.5 л.с., GX200 - 6.5 л.с., GX270 - 9
л.с. На машины Pro-Kart устанавливают два GX200, соответственно получая
отдачу в 13 л.с. Как правило, двигатель устанавливается справа и чуть
сзади от сиденья водителя. На раму крепится через специальную опорную
станину, имеющую винты для регулировки натяжения цепи.
Коробки передач на хобби-картах
нет, сцепление "автоматическое", центробежное. Крутящий момент с
двигателя передается на ведущую звездочку через понижающий редуктор
(отношение 2/1). Главная передача цепная, цепь обязательно защищается
кожухом.
Покрышки на карте — совершенно
"взрослые" слики, только небольшие, посадочный диаметр 5 дюймов. В
соответствие с классификацией шин по твердости протектора слики
подразделяются на: жесткие (hard), средние (medium) и мягкие (soft). На
хобби-карты, в целях экономии, чаще всего ставят жесткие шины. При
дожде соответственно устанавливается дождевая резина с протектором.
При кажущейся незатейливости
конструкции карт имеет достаточно много настроек. Даже не углубляясь в
дебри доводки гоночных двигателей, систем впуска и настройки выхлопа,
решения проблем охлаждения, подбора шестерней в коробке передач (если
она есть) и звездочек главной передачи, остается немаленький список
настроек ходовой части. Настраивается жесткость рамы. Настраивается
жесткость задней оси за счет подбора диаметра и толщины стенки трубы.
Настраивается развесовка за счет смещения сиденья водителя.
Настраивается передняя и задняя колея. Подбирается более жесткая или
мягкая резина и соответствующее давление в шинах.
Поскольку подвески в карте нет,
то тут и настраивать нечего, зато очень важна настройка геометрии
передней части карта — развал, схождение, продольный наклон оси
поворотного шкворня (caster), угол Акермана. Почему так важны эти
настройки? Задние колеса установлены на цельной, "общей" оси, а посему,
как по классике марксизма-ленинизма, происходит "борьба и единство
противоположностей". Пока карт движется по прямой — все в порядке,
сплошное единство, а как только машина входит в поворот — начинается
борьба. Внешнее колесо, движущееся по большему радиусу, естественно
вынуждено катиться быстрее, чем внутреннее, которое движится по
меньшему радиусу. Соответветственно внутреннее колесо подтормаживает
внешнее, внешнее наоборот, хочет "прокрутить" коллегу, а потенциальный
peacemaker т.е. дифференциал, призваный примирить конфликт, запрещен
регламентом. Выход из этой ситуации есть, и заключен он как раз в
настройке передней геометрии, благодаря которой в начальной стадии
поворота "механически", за счет перераспределения нагрузок,
вывешивается заднее внутреннее колесо. Чуть позже в работу вступает
центростремительная сила, теперь уже "физически" поддерживая status
quo, тем самым разрешая конфликт и компенсируя отсутствие диффера.
Короче, задача настроек передней части карта — превратить его в
повороте в трицикл. Отсюда и специфика поведения карта при прохождении
поворотов: изначальная недостаточная поворачиваемость резко переходит в
избыточную при "подъеме" колеса.
Источник: http://karting.ucoz.ru/publ/1-1-0-1 |